То яма, то канава...

обсуждение различных аспектов практики
Slava_And
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 01:32

То яма, то канава...

Сообщение Slava_And » 04 ноя 2014, 21:14

Итак, хотелось бы обсудить вопросы связанные с ямой-ниямой и практикой этих двух дисциплин. Личный опыт невелик, но вполне определённо свидетельствует о бесполезности запретов и пр. насильственных практик. Обращаясь к сутрам получаем вот что:

Каким образом [достигается] то очищение устойчивого сознания, о котором говорится в шастре?
33. Очищение сознания [достигается] взращиванием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности1 по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
Итак, пусть [йогин] взращивает дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание - к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добродетельным, беспристрастность - к обладающим порочными склонностями.

Также есть и другой перевод этой сутры, более так сказать концептуальный:
Когда захватыват негативные мысли, следует развивать им противоположные. Это есть пратипакша бхаванам.


То есть уводим внимание от БОРЬБЫ с негативными качествами, перестаём этому противиться, перегревая ещё более ум, принимаем это и...практикуем? Противоположные качества? Или же достаточно будет "ковровой бомбардировки" асанами + достижение ЧВН? Андрей Владимирович, каково ваше резюме?

Андрей Викторов
Сообщений: 472
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: То яма, то канава...

Сообщение Андрей Викторов » 05 ноя 2014, 15:47

Приветствую, Вас, Вячеслав, на форуме!
Не понял этой логической цепочки: «…уводим внимание от борьбы с негативными качествами – перестаём этому противиться – перегревая ещё больше ум – принимаем это….»
Если уж человек принял в себе некие качества (пусть и негативного свойства), то уже само принятие не даст возможности перегреться «уму» (психике)!
И если мы задались вопросом об «определённых качествах» личности, то можно сказать, что их формирование происходит в глубоком детстве, базис закладывается с рождения и, примерно, до 4-х лет. В основном это то, что дают родители, причём не столько то, что они говорят, а как чувствуют, как относятся друг к другу и т.п. Вся эта невербальная информация-программы закладываются (пишутся) на «чистый лист» (болванку) младенца, формируя впоследствии характер, наклонности, в общем, определённые личностные качества. И, как правило (по крайней мере, в нашем обществе) неофит приступает к освоению йоги уже вполне сформировавшейся личностью с определённым багажом «себя» (своими положительными и не очень качествами).
Далее, если «наступать» (работать над собой), то надо, имхо, «по всем фронтам» («йога сознания уравновешивается йогой бессознательного»). Во-первых, по возможности, культивировать в себе противоположные качества тем, которые следует исправить («принятие противоядия»). Легко сказать,… но на практике, всё оказывается гораздо сложнее! Глубоко укоренившиеся паттерны поведения, определённые реакции и пр. оказываются сильнее самых светлых и благородных помыслов и установок, и человек вдруг осознаёт невесёлый факт: он не способен управлять собой, своими эмоциями, реакциями, определёнными привычками. Самая читаемая книга на нашей планете – Библия!... Откуда же столько зла и несправедливости? Почему, например, более половины врачей (в России), зная, как никто иной, о пагубности курения, сокращают себе здоровье и жизнь этой привычкой? Вывод напрашивается один: человеком управляет то, что сильнее его… Поэтому, одних лишь благих установок крайне недостаточно. Йога на протяжении всей своей истории во главу угла ставила практику! В сутрах сказано: (2-10) «Эти [аффекты] в «тонком» состоянии устраняются при свёртывании [деятельности сознания]», и (2-11) «Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания». Через практику йогин приходит не только к некому психическому равновесию и здоровью, но, что самое важное, меняется его вИдение, он начинает по иному воспринимать мир и себя в нём. И, как следствие, естественным образом меняются его поступки и мысли. Через практику «на коврике» йог всё глубже и глубже осознаёт и понимает себя, свои тонкие, скрытые побудительные мотивы тех или иных реакций и поступков, осознаёт то напряжение, причиной которого является жизнь в социуме со всеми вытекающими и т.д.…. И он понимает, что другие тоже находятся в таком же положении независимо от того, на какой «ступени соц. лестницы» живут. Из всего этого, естественным образом, рождается сострадание и желание выйти из «порочного круга» (быть может, прихватив (по доброй воле) ещё кого-то с собой (указав путь). Причём эти качества проявляются (повторюсь) естественным образом именно через практику. Он не несёт их по жизни, как тяжёлый крест, а они становятся частью личности, преображая его. Этим, собственно и ценна и уникальна йога (в классическом варианте).
Кроме всего прочего, у практикующего с определённого этапа развития, возникает способность отстранённо наблюдать деятельность тела и сознания (с позиции отстранённого наблюдателя), что ведёт к разтождествлению с мыслительной активностью. Они перестают «захватывать» практикующего и воспринимаются как облака на небосводе сознания.
P.s.
+ достижение ЧВН

Всё-таки хотелось уточнить, что чвн не достигается, а является лишь следствием состояния однонаправленности сознания, его сосредоточения.

Slava_And
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 01:32

Re: То яма, то канава...

Сообщение Slava_And » 06 ноя 2014, 07:56

Ясно. Ключ ко всем дверям - практика. Спасибо за разъяснение, Андрей Владимирович.

Дополнение: Точнее двунаправленная практика - на сознательную часть психики и на бессознательную.


Вернуться в «Классическая Йога»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость