Обычно изучая литературу по классической йоге сталкиваюсь с тем, что речь идёт о воздействии йоги на подсознание (в моём понимании - вытесненный материал, не согласующийся с собственным образом, не "переваренные" эмоциональные впечатления и т.д.), также встречаю материал о воздействии на архетипическо-перинатальный уровень психики (+ слой эмоциональных переживаний раннего детства) вплоть до момента начала практики в русле классической традиции, когда по сути начинается обратный процесс, исправляющий ошибки онто- и филогенеза. Однако в не менее классической индийской традиции зачастую речи об этом вообще нет, однако много говорится о "божественной" стороне вопроса. Казлось бы, всего лишь пережиток религиозного сознания и мифологического мышления, но нет ли в этом и рациональной стороны, обращения к некоторому надсознанию? В конце концов многое в этом мире представлено дихотомией. Да и вполне созвучно идеям ноосферы. Как например в этом тексте (совпадает с представлением о единении дживы(индивидуальной души) с брахманом(мировой душой) в некоторых школах йоги):
В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.
Оговорюсь конечно, что это только попытка нащупать "обратную сторону медали".