Надсознание?

обсуждение различных аспектов практики
Slava_And
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 01:32

Надсознание?

Сообщение Slava_And » 06 дек 2014, 13:57

Обычно изучая литературу по классической йоге сталкиваюсь с тем, что речь идёт о воздействии йоги на подсознание (в моём понимании - вытесненный материал, не согласующийся с собственным образом, не "переваренные" эмоциональные впечатления и т.д.), также встречаю материал о воздействии на архетипическо-перинатальный уровень психики (+ слой эмоциональных переживаний раннего детства) вплоть до момента начала практики в русле классической традиции, когда по сути начинается обратный процесс, исправляющий ошибки онто- и филогенеза. Однако в не менее классической индийской традиции зачастую речи об этом вообще нет, однако много говорится о "божественной" стороне вопроса. Казлось бы, всего лишь пережиток религиозного сознания и мифологического мышления, но нет ли в этом и рациональной стороны, обращения к некоторому надсознанию? В конце концов многое в этом мире представлено дихотомией. Да и вполне созвучно идеям ноосферы. Как например в этом тексте (совпадает с представлением о единении дживы(индивидуальной души) с брахманом(мировой душой) в некоторых школах йоги):
В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Оговорюсь конечно, что это только попытка нащупать "обратную сторону медали".

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Надсознание?

Сообщение Андрей Викторов » 07 дек 2014, 19:30

Казлось бы, всего лишь пережиток религиозного сознания и мифологического мышления, но нет ли в этом и рациональной стороны, обращения к некоторому надсознанию?

В общем-то, мифологическое мышление также основано на неком знании и имеет под собой некий рац. момент, только обрамлённый в метафорическую форму.... И необходимо определиться с терминами... "надсознание" в данном случае, что подразумевается? Сверхсознание? Сверх "я" (Супер-Эго)?
В классической йоге с неким допущением сутра 2-44 может косвенно указывать на этот аспект: "В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством". И далее коммент. Вьясы: "Боги, риши и великие сиддхи входят в поле зрения йогина, предрасположенного к самообучению и принимают участие в его работе". (цитата закончена)
Т.е. йогина "ведёт" "вышестоящая инстанция". Отчасти можно провести параллель концепции сверхсознания с таким понятием, как "обретение внутреннего гуру".

Slava_And
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 01:32

Re: Надсознание?

Сообщение Slava_And » 10 дек 2014, 19:49

Как-то я прошляпил эту сутру...Я как раз имел ввиду некую часть сознания, которая как бы и является тем, что называют Ишта-девата и конечной целью, брахманом, одновременно. Неким, действительно, внутренним гуру и также самим изначальным единым. Зацепившись за написанное вами "сверхсознание" наткнулся в одной из первых ссылок на довльно любопытную информацию. Буду изучать: http://www.psychologos.ru/articles/view/sverhsoznanie
P.S. Оказывается Плотин был в Индии и часть его учения о эманации единого - подарок индусов. Все дороги ведут в Рим? :D

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Надсознание?

Сообщение Андрей Викторов » 11 дек 2014, 11:26

Нам, практикам, важно ведь, чтобы это всё работало, а уж как это называют и какую базу под это подводят крючкотворы-теоретики - дело второе... :) Кстати сказать, по "Йога-сутрам" Пуруша не является составной частью сознания, и основная стратегическая цель - его обособление; речь идёт о пути разтождествления (разъединения, в отличие от других направлений, предполагающих некое "слияние", "соединение", и именно так трактуется слово "йога" в некоторых системах и дальнейший процесс неких "духовных исканий".) Вопрос же о взаимном влиянии и заимствовании философских идей двух великих цивилизаций (Греция и Индия) тех времён, которые Вы упомянули, то он требует достаточно углублённых знаний в этих областях.


Вернуться в «Классическая Йога»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей