Вопрос-ответ (из неопубликованного)

обсуждение различных аспектов практики
Андрей Викторов
Сообщений: 472
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Вопрос-ответ (из неопубликованного)

Сообщение Андрей Викторов » 30 янв 2015, 20:54

В этой ветке было решено опубликовать нестандартные (в некотором смысле) вопросы по йоге (теории и практике) и не только, собранные за некий период …


***
Добрый день.
Андрей Владимирович, какова практика аутентичной хатха-йоги? Связана она с гуру, Ишварой, монастырем? (термин "хатха-йога" можно заменить на "аштанга йога"…)

Здравствуйте!
В сутрах Патанджали бОльший акцент делается на самообучение. Практика упования на Ишвару (по мнению того же Радхакришнана) была привнесена гораздо позже с целью привлечения большего числа потенциальных адептов в это направление. Идея ухода в некие искусственные условия (монастырь), насколько я помню, вовсе не упоминается.



Сам Патанджали был из Нандинатха сампрадаи, не так ли? Подход без Ишвары тогда связан с рассмотрением учения Сутр отдельно от традиции автора, будто бы.


Фактически общепризнанно, что Патанджали был лишь "синтезатором" определённых практик, накопленных к этому времени, он чётко подвёл их под единую базу. Упование на Ишвару является хоть и методом, но далеко не единственным...


Добрый день.
Упование на Ишвару соответствует бхакти-йоге (остальные - джяна - хатха-,...,-йога?)?
Какова программа самообразования соответственно исконному учению Сутр?



Да, Вы правы.
«Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару». – Йога сутры (1-23) И Вьяса комментирует: «Вследствие упования (2), то есть особой формы бхакти, [или безраздельной любви], Ишвара склоняется [к йогину], он благоволит к нему по причине одного лишь страстного стремления [йогина к божеству]».
« Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога
действия.» - Йога-сутры (2 – 1) И далее Вьяса комментирует: «Упование на Ишвару есть жертвенное посвящение всех действий Высшему Учителю или же полный отказ от плодов подобных действий». В этой сутре также можно говорить и о карма-йоге...

Программа самообразования обычная: теория и практика; теоретическая часть - изучение священных текстов, практика - йога, посредством которой адепт на личном опыте убеждается в истинности сказанного в текстах сутр.

***

Какие жизненные сценарии возможны для практикующих раджа-йогу?


Да, собственно, такие же, как и у всех, сообразно кармическим отработкам.

"...сообразно кармическим отработкам" означает "выше головы не прыгнешь", не так ли? Существуют некоторые фиксированные пункты, долженствующие к соблюдению в жизни раджа-йогина (программа, план, последовательность, которая принимается как основа для роста, подобно столбу для плюща (помимо общих положений ямы-ниямы и комплекса асан, занимающего только часть дня))?


Основа - это состояние, всё остальное – плющ.

Практика будто бы, связана с выправлением позвоночника, постепенным раскрытием сегментов тела, в том числе, грудной клетки; расслабление, будто бы, неглубокое, что связано с активной спекулятивной деятельностью, занимающей меня, когда дневная косность уменьшается (в процессе практики). Приходят на ум вопросы, типа: "Изучение западных философов в т. ч. Платона, Пиррона, Плотина ... Канта...Шопенгауэра ... Бергсона и др. соответствует джняна-йоге?", "Моя практика достает до конструктивного максимума?", "Возможно полностью жить соответственно одной школе?", "Если переехать в местность, где проще вести созерцательную жизнь, появится непреодолимая тяга обратно?", "Какое вероисповеданье соответствует родившимся в стране некоторой конфессии при субъективном предпочтении другой, при условии, что последняя "питается" от чужой данности (климата, истории народа и прочее)?", и т.д.

Вопросы, конечно, интересные, но в практике необходимо всё же уходить от "деятельности сознания", погружаясь в объект сосредоточения. А обдумывать всё это уже после занятия, можно даже перед практикой формировать некое намерение, что мысли "додумаете" после.
Будет интересно наблюдать, как по ходу освоения йоги будут меняться как ответы на эти и прочие вопросы, так и характер самих вопросов!
Успешной Вам практики!


Крым подходит для созерцательной жизни, не так ли? Может быть, моя практика неполноценна, оставляет незаполненные ниши.


По моим наблюдениям, для созерцательной жизни подходит лучше всего то место, где ты живёшь, ибо в поисках специальных условий, можно столкнуться с разного рода внешними препятствиями, мешающими полноценной практике.... Но, как правило, корень проблемы совсем в ином.
По поводу полноценности практики и незаполненных ниш, могли бы Вы развернуть эти моменты?


У меня из 6 "практических" ступеней (или частей) дисциплины в день задействуется только асана, что, вероятно, не соответствует практике как своего рода санньясе. В формировании последней трудный момент- неосведомленность о том, что и в каком объеме может быть перенято у индусов без отдаленного во времени отторжения. Руководствуясь критерием аутентичности приходим к некоторому набору техник и верований, в отношении которых мне не ясно, что может быть использовано грамотно Т. е. вопрос про духовную природу и постоянную связь с ней, для которой 3-5 часов асан в день не хватает. Будто бы, некоторые полностью поглощены практикой, чем освобождены от дхармы, которую на нашей почве и определить трудно. Человек может вместо реализации предполагаемой для себя дхармы начать созерцательную жизнь, чем уклониться от прочего, так или иначе ведущего к материальному, наверное. Такие практики в течение всего свободного дня повторяют комплекс асан? В Сутрах говорится, что большее усилие дает лучший результат. Что такое большее усилие в Раджа-йоге? Как оно канализируется? Когда понятно, что можно приступать к пранаяме?


В классической йоге нет практики асан как таковой, т.е. в отрыве от всего остального. Т.е. асана предназначена для главного, для сосредоточения сознания. Это - основа и корень всей саньясы. Чем будет окрашиваться (или, иными словами, на чём будет сосредотачиваться) сознание - это уже иной вопрос; будет ли тело опорой сосредоточения, его отдельные части или участки тела, будет ли это объект, вынесенный за пределы тела (как в приведённом на семинаре пример т.н. дзенских историй про сандалии),- это не столь важно, но предельно важно и принципиально, что на время практики сознание становится однонаправленным (направленным на один объект сосредоточения, и на нём непрерывно и устойчиво удерживается). В сутрах по этому поводу чётко сказано, что практика - это непрерывное усилие, направленное на сохранение устойчивости сознания. Именно этим и надо заниматься в йоге, это одна и единственная психотехника - сосредоточение. Из него проистекает (следует) и чвн, и разтождествление с деятельностью сознания (обособление Пуруши, что является конечным этапом всей практики). Сознание, при отклонении его от объекта сосредоточения должно вновь и вновь направляться на него до тех пор, пока сознание станет устойчивым; этот процесс весьма не быстрый и требует очень систематической и последовательной практики.
К пранаяме можно приступать примерно через год систематической практики выполнения асан и сосредоточения на теле (в пранаяме опорой сосредоточения сознания выступает дыхание).

***

Пособия Лисбета "Пранаяма - путь к тайнам йоги" и Каптена "Основы медитации" (ссылки ниже) подходят для практики соответственно пранаямы и медитации в качестве основных?


Эти книги абсолютно не подходят для практики йоги в классическом ключе (имхо).

Андрей Владимирович, какие пособия годны в известном качестве?


Если двигаться последовательно, то сначала пранаяма. Тысячу "погремушек" в стиле "чихи-пыхи" не заменят даже 1 технику, но освоенную на приличном уровне. Выберите что-то одно (либо ПД:http://www.classicyoga.spb.ru/yac/part10.html , либо Уджайи: http://www.classicyoga.spb.ru/Kuvala/ujjayi.html и действуйте.

***

Как возможно практикующему узнать текущую задачу на духовном пути?

Текущая задача (по большому счёту) всегда одна - идти по Пути, а частности можно почувствовать, понять, расслабляясь и улавливая знаки из бессознательного.


Андрей Владимирович, что делают люди, которые хотят прибавить шаг?
В Раджа - йоге концентрация та же, что в Дзен? Дхьяна=Дзадзен?

Эти люди, как правило, ошибаются...)
По второму вопросу, если считать, что буддизм - это частный вариант йоги (достаточно вспомнить, кем являлись учителя Будды) с определённой "буддийской надстройкой", то базис у них один, основанный на едином устройстве чел. психики... Стадия концентрация-сосредоточение у этих систем идентичная. Хотя в дзене, как известно, тренинг не ограничивался только формальной сидячей медитацией.

Какова сущность этой ошибки?
Как делают люди, не имеющие намерения становиться домохозяевами (грихастхами)? Как представляется, подобный жизненный стиль связан с некоторой нишей в обществе, находясь в которой возможно главным образом заниматься практикой, не так ли? Например, в Индии есть йоговские (на ЧВН ориентированные) монастыри, да?


Сущность этой ошибки в желании.... в желании ускориться.
Я не знаю как там, в Индии, и что преподают в монастырях, но, по сути, монастырь - тот же социум, чуть лучше или чуть хуже...


В монастыре тот же социум - будто бы да.
Есть в наше время и практики, достигающие реализации посредством отречения и аскезы (не такой, как сидение между пятью огней, а являющейся полной самоотдачей методу)?


Реализация - понятие слишком широкое.... в чём? какими методами? Взять те же сопредельные йогу и санкхью, много родственного, но методы достижения совсем разные....За всё время и весь мир не берусь отвечать.)))


Будто бы, самореализация - пункт на другом конце рельсов, это отметка 100 по индуизму и 0 по буддизму, не так ли?
В каком порядке осваивается самьяма?

Санъяма осваивается в порядке: концентрация (дхарана), созерцание (дхьяна), сосредоточение (самадхи).


С каких языков Вы переводите?
Для освоения самъямы необходимо обучение под руководством мастера?



Переводы с английского.
Освоение санъямы под руководством или без руководства зависит от ученика, его способностей и предрасположенностей (бэкграунда).

***


Аштанга-йога производит Пратьека-Будд?


Странный вопрос.... из серии "...производит ли ликёроводочный обувь?..."

Будто бы так по санкхье получается, что Пурушу возможно освободить, после чего конец сценария. А по буддизму, будто бы, только тот освобождается, кто накапливает заслуги, связанные с помощью другим. Здесь будто бы неувязка. Практика АЙ не связана с накоплением заслуг, йогин, по легенде, может освободиться сам для себя при помощи техники. В буддизме это Пратьека -Будды, или последние всего лишь схожи с йогами.
"Это один из трех путей к Нирване, и самый низший, по которому йог - "без учителя и без спасения других" - с помощью одной лишь силы воли и соблюдения условий технического порядка, индивидуально достигает разновидности номинального состояния Будды; никому не принося пользы, но эгоистично работая лишь для собственного спасения и для самого себя."
(http://)
Возможно, это не более чем доктринальное расхождение буддизма и санкхьи.


Это какой-то (имхо) не вызывающий доверия теософский словарь....Там же: «Пратьека-будда» (Будда-одиночка) – тот, кто достиг просветления собственными силами, Будда, не являющийся учителем, будда-для-себя, не следующий практике духовного совершенствования (парамита)…» Т.е. высшая точка духовного развития – просветление, и тут же: «…не следующий практике духовного совершенствования…», вопрос: а чем же он, достигший просветления, занимался???  И как можно достичь просветления (будь то йогин или буддист), не испытывая при этом сострадания ко всем живым существам???
Лично мне больше по душе «Индийская философия. Энциклопедия», в ней уровень подачи материала несколько иной. Затем, не стоит забывать, что изначально Будда проповедовал не то, что было привнесено в буддизм позднее, что привело к расхождению нескольких ветвей... Хинаяна, например - путь архата, махаяна - путь Бодхисаттвы и т.д. Сам Будда был учеником пяти йогов-отшельников.... Т.е. буддизм вырос из йоги, взяв из него основу - практику сосредоточения (шаматха, аналог самадхи), на что была "прикручена" надстройка (випашьяна - прозрение истины, частный вариант, "рельсы" буддизма, как религиозной доктрины). Но зачем Вам все эти терминологические тонкости (напр. Пратьяко-Будды)? В них легко можно «заблудиться», впасть в излишние «философствования»....

***

Всякая литература суть спам для буддхи? Небесполезна ли замена чтения созерцанием?


Ну зачем же так категорично? Теория поддерживается практикой, одно дополняет другое.... но только хорошая литература, качественная информация.

Вы согласны с этим пониманием Аштанга-йоги? http://www
Верно, что "неподвижная и удобная поза" это одно из названий Падмасаны, которая была единственной асаной в Аштанга-йоге до смешения с Хатха-йогой? Для практики йоги Патанджали достаточна 1 техника пранаямы - Нади шодхана? Если да - каков средний норматив в количестве циклов (где 1 цикл от вдоха в одну ноздрю до выдоха из другой)?
Как может быть, что йога не религия, будучи одной из школ индуизма?



Я стараюсь не читать подобного рода «литературу», а только лишь надёжные тексты, например того же Элиаде или работы Островской и Рудого (в т.ч. и по буддизму). А от всякого рода "чудаков" (и их странных текстов), таких, как: " Президент …. Федерации Йоги, Эзотерик, философ, целитель…." лично меня, несколько настораживает....
На первый вопрос по пранаяме есть частично ответ в ветке (в этом ответе по поводу длительности): http://www.classicyoga.spb.ru/phpBB3/viewtopic.php?p=500#p500
Да, одной техники пранаямы (освоенной на дОлжном уровне) вполне достаточно. Но я бы лучше использовал не Нади шодхану, а "полное дыхание йогов" или Уджайи (т.н. "психическое дыхание").
Что касается религиозности йоги, то споры по этому вопросу велись и ведутся, но нам, как практикам, важно, чтобы это всё работало (сама йога), а с верой вопрос сугубо личный... и в сутрах "упование на Ишвару" является одним из методов, но не единственным!

Вернуться в «Классическая Йога»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость