Алексей, мы исходим из очевидных и внятных моментов, связанных с освоением технологии классической йоги, которую нам завещал великий Патанджали.
Разделение йоги на "хатха" и "раджа" (к слову сказать именно классическую йогу Патанджали ассоциируют с раджа йогой) весьма условно, ибо практикуя "хатху" (те же асаны), мы привносим и элементы раджа-йоги (чвн), в ином случае асаны, без должной работы сознания, превращаются в экзотическую гимнастику (что мы и можем наблюдать в массе "школ"), напрочь выхолащивая всю суть йоги. Можно вспомнить крылатую фразу из ХЙП: "Не бывает раджа-йоги без хатха-йоги, как не бывает хатха-йоги без раджа-йоги."
То есть, получается, по Патанджали надо сесть в позу лотоса и остановить вихри ума с помощью ума же.
Нет, не остановить мысль мыслью, а переключить внимание (оперативную часть сознания) в другую модальность, на кинестетику (ощущения), на тело, ибо йога, её практическая часть начинается с освоения асан. Т.е. то, с чем мы непосредственно работаем в данный момент, с телом, на то и должно быть направлено всё наше внимание без остатка, тем и должно быть окрашено наше сознание. В этом случае в сознании больше нет места чему-либо ещё, мыслительный процесс остановлен (чвн).
хатха-йога стремится подчинить энергию, прану, а уже через это достичь покоя ума
Вот такое описание процесса, все эти манипуляции с "энергией" характерны для более поздних (по сравнению с йога-сутрами) изысканий, и это уже, как говорил Мирча Элиаде, "йогическое борокко". Само слово "энергия", "энергетика" в т.н. эзотерических кругах повсеместно применяется и является весьма спекулятивным, им обозначают всё, что угодно, любые ощущения, глюки и пр. В классической же йоге процесс идёт (в оптимале) без ощущений, т.е. она по сути "англюкова"
Интересно, что Кувалаянанда (в своих работах) настаивает на том, что слово "прана" переводится
только как "дыхание" и ни к какой космической энергии и к энергии вообще не имеет никакого отношения. Далее в классике мы "действуем не действуя", т.е. создаём условия, для того, чтобы процесс пошёл в нужном направлении, без прямого волевого вмешательства,
без подчинения, без насилия (ахимса), причём поставленная задача достигается спонтанно. Волевое (сиречь силовое) же решение всегда ограничено и потакает эгоистическим желаниям, что противоречит йогическому мэйн стриму: растождествлению с мыслями, осознаванию себя как нечто большее, чем желания, стремления, страсти и т.д. : "Пуруша, если подвести итог нашему рассмотрению, – самосознание, выявляющее себя из потока психической жизни по мере повышения степеней ясности сознания. Это способность рефлексии на собственные психические процессы, не редуцируемая ни к чему иному, способность отделять себя от своей психики, и, наконец, способность человека выступать господином своего сознания." Е.П. Островская, В.И. Рудой ("Йога-сутры" реконструкция системы)