Danmer
Здравствуйте, Андрей . Как то во времена увлечения психологической литературой прочитал труд Эрика Берна
о сценариях жизни, а сейчас эта книжка попалась на глаза и родился вопрос.
Затрагивает ли хатха-йога область заложенных в личность программ начиная с детства, можно ли практикуя йогу как то повлиять на сценарий жизни, изменить поведение?Если да, то каков механизм этого воздействия? Нужны ли для этого какие то дополнительные средства, например НЛП, или можно обойтись своим умом?
ViktorovAV
Преподаватель
Цитата:
или можно обойтись своим умом?
Можно обойтись своим "системным разумом"
Да, практика йоги меняет очень многое, но это должна быть практика именно в режиме глубокого расслабления и успокоения сознания, чтобы каждый раз происходила системная настройка.
Все мы родом из детства и то, что в нас заложили родители (гены, воспитание, стереотипные реакции на мир, привычки) остаются с нами на всю жизнь и чем дольше живёт человек, тем глубже это всё врастает в его сущность, формируя характер. Йога способна дать альтернативу привычным реакциям на что-либо, дать человеку выбор. Начинается это с коврика, с асан. Мы учимся без давления и нажима (силовое решение проблем очень характерно и для социума, и для воспитания детей и пр.) договариваться с телом, по-новому, за счёт отпускания, расслабления, принципа "у-вей" или "деяние через недеяние". И когда это осваивается в практике йоги, нарабатывается внутренний покой, то мы можем прийти к некоторым очень интересным выводам. Например, что при всех равных условиях договориться с человеком лучше всего получается тогда, когда вы внутри спокойны, а когда этого нет (внутренней тишины), то даже при всех благоприятных условиях "сделка" почему-то проваливается. Что мир на вас начинает по другому реагировать, когда вы находитесь в состояние равновесия, что события начинают разворачиваться для вас самым удачным образом, вас как бы ведёт по жизни, но вы над этим не "заморачиваетесь", вам просто хорошо жить! Но эти изменения траектории судьбы возможны лишь когда посредством регулярной практики и систематического опустошения сознания, после сброса вытесненного, начинается коммуникация с чем-то более глобальным, чем наш повседневный ум, с т.н. "системным разумом". Йога в этом смысле самодостаточна, и НЛП и др. методики будут просто излишни (имхо)
По данному вопросу рекомендую также ознакомиться со статьёй В.С. Бойко: "Йога в системном аспекте": http://www.realyoga.ru/Portal/Library/560/#_root560
а также "Синергетические аспекты классической практики йоги" :
http://www.realyoga.ru/Portal/Library/559/#_root559
Danmer
Но типовые ошибки можно совершать и в спокойном состоянии. Как же будет меняться сам шаблон поведения, запись роли? Кто приложит усилия чтобы выработался новый шаблон?Вы говорите системный разум - мне не очень понятно - он же не будет нашептывать - сделай так то и так то (статью ВСБ я еще не прочитал). Или это будет в виде интуитивных прозрений? По любому позитивный опыт должен быть как то запечатлен иначе его не повторить.
ViktorovAV
Преподаватель
В йоге мы учимся расслабляться аномально глубоко. Со временем у человека появляется возможность на время практики растождествляться с самим собой, со своей ролью, смотреть на себя как-бы со стороны. И тогда прошедшие события в жизни, желания, мотивы начинают высвечиваться в ином, истинном свете. Это бывает весьма неприятно, болезненно, но в результате этого переосмысливается жизнь (сознательно или бессознательно, отчасти можно провести параллель с кастанедовским перепросмотром). Навык расслабления даёт Вам возможность в жизни там, где Вы раньше напрягались, действовать из состояния расслабления, а это совсем иные действия. Человек чувствует, что что-то поменялось внутри, он сам изменился, его восприятие, отношения с миром.
Цитата:
Вы говорите системный разум - мне не очень понятно - он же не будет нашептывать - сделай так то и так то (статью ВСБ я еще не прочитал). Или это будет в виде интуитивных прозрений?
По-разному. Кому-то в символической форме приходят ответы на поставленные вопросы, кому-то в более явной форме.