Совместимы ли йога и христианство?

обсуждение различных аспектов практики
Michael Smith
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 04 ноя 2015, 09:01

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Michael Smith » 13 дек 2015, 17:17

Пришла мне в голову ещё вот какая мысль. Существуют мировые религии, имеющие разную историю, но одна из главных составляющих, которая их объединяет – это ожидание «жизни после смерти» и расплаты за грехи при земной жизни. Известно, что любая религия имеет в своей основе (люди, хорошо знающие Священное Писание, меня поправят) страх перед Богом и ожидание «экзамена» по итогам прожитых лет. То есть жить надо с осознанием того, что «за всё надо платить» и цена у каждого своя (в зависимости от прожитой жизни).
Поскольку многие практикующие йогу придерживаются мнения, что йога не религиозна, более того, людям, исповедующим какую-то религию, не запрещается заниматься йогой, как Вы думаете, есть ли какое-то общее универсальное представление йогов о жизни после смерти? Возможно, в какой-то степени эти представления пересекаются с одной из религий (например, с индуизмом), возможно, они индивидуальны? Но, в любом случае, наверняка есть какое-то общее начало, которое можно коротко охарактеризовать в формате данной дискуссии. Может быть, лучше всего этот вопрос смогут осветить практикующие, считавшие себя «прожжёнными» атеистами – изменяется ли их представление об окружающем мире (в т.ч. в контексте данного обсуждения) или нет.
Особо хочу отметить, что здесь я не пытаюсь поставить знак равенства между религией и йогой, а лишь предполагаю, что йога, как некая система, имеет также свои представления и о вопросах жизни и смерти.
Думаю, что ответ (если он существует) на этот вопрос также может внести некоторую ясность относительно совместимости йоги и христианства.

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 15 дек 2015, 08:57

Михаил, ответы на эти вопросы чётко прописаны в Йога-сутрах Патанджали с комментариями Вьясы! Несмотря на то, что они будут несколько вырваны из контекста, и постижение их внутреннего смысла возможно лишь имея за плечами достаточно длительную систематическую практику, я всё же приведу несколько отрывков (жирным шрифтом выделены сами сутры, а курсивом – комментарии Вьясы):
«25. У видящего различие прекращаются [все] размышления о собственном существовании.
Подобно тому как можно заключить на основании появления побегов растений в сезон дождей о существовании их семян, так и по виду [йогина], у которого от радости поднимаются волоски на теле и текут слезы, когда он слышит о пути освобождения, можно заключить, что он обладает завершенной кармой , ведущей к освобождению, семя которой – знание различия между [Пурушей и сознанием]. Его мысли о собственном существовании текут самым естественным образом. [А о тех], у кого такая [карма] отсутствует, было сказано: "Отбросив из-за своих пороков естественность [таких размышлений], они испытывают удовлетворение от первого же возражения и избегают окончательного вывода".
Размышления о своем существовании таковы: "Кем я был? Как я жил [прежде]? Что такое это [рождение]? Чем оно обусловлено? Кем мы будем? Почему мы будем?" Однако эти [размышления] прекращаются у того, кто обладает знанием различия между [Пурушей и сознанием].
— Почему [это происходит]?
— Потому что все многообразие изменений присуще [только] сознанию. Однако Пуруша при отсутствии неведения пребывает чистым и свободным от [какого-либо] влияния качественно-определенных состояний сознания . Оттого у мудрого прекращаются [все] размышления о собственном существовании.»

и ещё:
«33. Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения, есть противоположность мгновения.
Последовательность по своей сути есть непрерывное течение моментов; как таковая она воспринимается через конечный предел, то есть завершение изменения. Так, новая одежда не обветшает, пока через ряд последовательных моментов не наступит предел ее [новизны].
В вечных сущностях тоже наблюдается последовательность. Сама вечность двояка: абсолютно неизменная вечность и вечность изменения. Из них неизменная вечность присуща Пуруше, а вечность изменения – гунам. Вечным является то, в чем даже при подверженности непрерывному изменению "таковость", [то есть внутренняя сущность], не разрушается . Вечность их обоих, [Пуруши и гун], обусловлена тем, что их внутренняя сущность неразрушима.
Что касается качеств гун – разума и прочих, – то последовательность их существования приходит к завершению, выражающемуся через конечный предел изменения. В самих вечных гунах как носителях качеств такого завершения не обнаруживается.
В отношении абсолютно неизменных, вечных, пребывающих лишь в самих себе, освобожденных пурушей (индивидуальных "я") существование как таковое воспринимается только как последовательность. В этом случае, однако, [последовательность] не имеет завершения . [Такой вывод] носит чисто вербальный характер и делается на основании глагольной формы "существует".
— Есть ли конец последовательности этого круговорота бытия, реализующей себя через гуны в их движении или в состоянии покоя, либо же конце нет?
— Ответить на это невозможно.
— Почему?
— Есть вопросы, требующие категорического ответа: "Умирает ли каждый, кто родился? – Да, господин!" Однако есть вопросы, ответ на которые должен быть разделен : "Родится ли [вновь] каждый, кто умер? – Мудрый, обретший способность различающего постижения и устранивший жажду [бытия], не родится, но [любой] другой родится вновь".
Точно так же на вопрос: "Является ли человеческая форма рождения самой лучшей или нет?" – следует отвечать, разделив его: "По сравнению с животными она – лучшая, по сравнению с богами и риши – нет". Но существуют вопросы, на которые нельзя ответить: "Имеет ли конец этот круговорот бытия или не имеет? – Для мудрого существует конец последовательности круговорота бытия, для другого – не существует".При ограничении [ответа] одним из вариантов [возникает] ошибка; поэтому вопрос должен быть проанализирован.
Как было сказано, абсолютное освобождение [наступает] при окончании последовательности развертывании гун. [Теперь] определяется его внутренняя сущность.

34. Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же – энергия сознания, пребывающая в самой себе.
Полное свертывание гун, которые представляют собой [цепь] причин и следствий, выполнивших [свою функцию – служить] опыту и освобождению Пуруши, и [потому более] не существуют для него в качестве объекта, – это и есть абсолютное освобождение. Энергия сознания Пуруши [в этом случае] полностью обособлена, то есть пребывает в самой себе из-за отсутствия связи с саттвой разума. Ее вечное сохранение именно в таком состоянии и есть абсолютное освобождение.»

Vlav
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 23 апр 2013, 22:57

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Vlav » 14 янв 2016, 02:22

Michael Smith писал(а):Особо хочу отметить, что здесь я не пытаюсь поставить знак равенства между религией и йогой, а лишь предполагаю, что йога, как некая система, имеет также свои представления и о вопросах жизни и смерти.
Думаю, что ответ (если он существует) на этот вопрос также может внести некоторую ясность относительно совместимости йоги и христианства.

Michael Smith - ну и как, совместимы йога и христианство? Нельзя сказать, что одно противоречит другому, точнее будет - не имеют ничего общего.
Мне вот что интересно - сидят йоги в пещерах, например в Тибете, и медитируют всю жизнь. Это фактически сверхлюди, которые могут управлять погодой и т.п. Есть хороший фильм https://youtu.be/Bk4VJHsYPiU
Говорят они о карме, перерождениях и освобождении.
Есть также православные старцы, аскеты, которые всю жизнь молятся в кельях и также могут творить чудеса. В общем не менее круты. Но картину мира излагают совершенно другую.
Кто то из них морочит нам голову или что происходит?
Очень интересно мнение Андрея на этот счет.

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 16 янв 2016, 18:54

А в чём, собственно вопрос?... Мистический опыт через мировоззренческую призму, через бэкграунд, если хотите...

Vlav
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 23 апр 2013, 22:57

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Vlav » 21 янв 2016, 23:23

Андрей Викторов писал(а):А в чём, собственно вопрос?... Мистический опыт через мировоззренческую призму, через бэкграунд, если хотите...

Просидел себе человек всю жизнь в пещере в медитации, неслабая такая личность. Далай-Лама видите ли его до 100 лет пожить попросил... Видел, говорит - все свои реинкарнации... А это была только лишь призма мировоззренченская.
А что на самом деле с другой стороны призмы?

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 23 янв 2016, 14:11

В детстве было у меня увлечение палеонтологией… Много-много лет спустя в медитативном состоянии видел себя в теле тираннозавра, рассекающего по мезозойским джунглям! ))
«….В религиозной практике медитация применяется в контексте мистики с целью духовного лицезрения объектов веры и непосредственного общения с ними. Тем самым обеспечивается стремление всякой религии сделать символы своей веры чувственно воспринимаемыми…» («Всемирная энциклопедия: Философия» 2001)

Vlav
Сообщений: 38
Зарегистрирован: 23 апр 2013, 22:57

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Vlav » 25 янв 2016, 20:32

Андрей Викторов писал(а):В детстве было у меня увлечение палеонтологией… Много-много лет спустя в медитативном состоянии видел себя в теле тираннозавра, рассекающего по мезозойским джунглям! ))«….В религиозной практике медитация применяется в контексте мистики с целью духовного лицезрения объектов веры и непосредственного общения с ними. Тем самым обеспечивается стремление всякой религии сделать символы своей веры чувственно воспринимаемыми…» («Всемирная энциклопедия: Философия» 2001)

Обалдеть!
В целом это полезно бы обсудить на семинаре весной :)

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 26 янв 2016, 08:51

Всенепременно! )


Вернуться в «Классическая Йога»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей