Совместимы ли йога и христианство?

обсуждение различных аспектов практики
Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 03 май 2008, 23:35

Копируем ветку со старого форума:



Vladoro
Здравствуйте! Меня интерисует есть ли на форуме христиане, практикующие йогу. И как они относятся к тому, что на многих сайтах посвященых христианству, мягко говоря, не приветствуется занятие йогой. В частности, на одном из сайтов высказывалось, что практика йоги это поклонение индуисским божествам. И вкачестве одного из доказательсв приводится впечатления от практики йоги одного христьянина, которого в ходе практики стали посещать видения с индуискими божествами, после чего он перестал заниматься йогой.

ViktorovAV
Преподаватель
Цитата:
В частности, на одном из сайтов высказывалось, что практика йоги это поклонение индуисским божествам.

Это очень странный взгляд на практику йоги
Цитата:
И вкачестве одного из доказательсв приводится впечатления от практики йоги одного христьянина, которого в ходе практики стали посещать видения с индуискими божествами

Какова практика, таков и результат.
На самом деле йога вне религиозна, поскольку технология её основана на едином устройстве тела и психики человека вне зависимости от вероисповедания, рассы, культуры и пр.
Что же касается христианства, то сам Римский папа пытался в тайне брать уроки йоги (для здоровья).
Ответ на Ваш вопрос, Vladoro, прост: да, практика йоги в классическом виде без примеси религиозной составляющей совместима с христианским мировоззрением.

Vladoro
Цитата:
На самом деле йога вне религиозна, поскольку технология её основана на едином устройстве тела и психики человека вне зависимости от вероисповедания, рассы, культуры и пр.

Цитата:
практика йоги в классическом виде без примеси религиозной составляющей совместима с христианским мировоззрением.

На самом деле я придерживаюсь примерно такого же мнения. Просто не могу понять, почему многие христиане не очень хорошего мнения о йоге.

Tarina
Vladoro писал(а):
На самом деле я придерживаюсь примерно такого же мнения. Просто не могу понять, почему многие христиане не очень хорошего мнения о йоге.


Мне кажется, это естественно. Потому что йога - это явление другого мира, который совсем не такой, как христианский (или европейский, что практически одно и то же). На самом деле это противоречие разных культур, а не религий, но каждый интерпретирует по-своему.

ViktorovAV
Преподаватель
Цитата:
На самом деле это противоречие разных культур

Считается, что родина чая - Китай, однако его с удовольствием употребляют жители многих стран мира несмотря на культурные различия с теми людьми, кто его вырастил. Так же и йога.
Мне кажется, причина такого отношения к йоге некоторых христиан в другом и идёт она с "верхов". Отчасти, это боязнь потерять часть своей аудитории, короче - политика...

Danmer
А как православный человек может совмещать религиозную жизнь и йогические медитативные практики? Или одно другому не помеха? Хотя на православных форумах я читал совершенно обратное причем в очень резкой манере.

ViktorovAV
Преподаватель
Поставим вопросы проще:
А как православный человек может совмещать религиозную жизнь и здоровый образ жизни? Имеет ли он на это право, быть здоровым в широком смысле этого слова? Не противоречит ли это христианским заповедям?

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 18 июн 2010, 17:46

Мне кажется, причина такого отношения к йоге некоторых христиан в другом и идёт она с "верхов". Отчасти, это боязнь потерять часть своей аудитории, короче - политика...

В продолжение разговора приведу выражение Ганди (который Махатма он же Мохандас Карамчанд Ганди 1869-1948) :"Кто утверждает, что религия не имеет никакого отношения к политике, тот не знает, что такое религия."

Zuek
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 20 апр 2011, 20:19
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Zuek » 24 апр 2011, 23:04

Позвольте не согласиться. Ведь асана и пранаяма - это лишь "середина" пути йога. Им предшествуют яма и нияма, а далее следуют пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. И хатха-йога - это яма, нияма, асана и пранаяма. А теперь задайте вопрос: после начала практики есть ли изменения в сознании, мироощущении? Если нет, то что то не то с практикой. А если да, то были усвоены - хоть и неосознанно - приняты изначально заложенные в йогу цели: преодоление самосознания, связь с Абсолютом. В этой концепции нет места центральным истинам христианства о Христе Спасителе, благодати, бескорыстной любви, Животворящем Кресте. И именно это не позволяет быть христианином и практиковать йогу. Изменения в сознании от занятия йогой - это шаг в сторону от христианства, ибо "драйвер" этих изменений не боговдохновенен.

Чтобы не противоречить христианским догматам необходимо оставить только то, что не воздействует на сознание. Но это, на мой взгляд, всё равно, что пытаться разъединить мышечную и нервную ткань у человека (тут вспоминается высказывание Айенгара, что "выравнивая стопы мы выравниваем и душу"), ибо йоги без достижения ментальной тишины не бывает, а это опять же приводит к достижению автономии человеческого духа (что в корне контрастирует с христианскими ценностями). Согласно христианской вере, духовная жизнь с ее завершением есть дар Божией благодати, а не достижение независимой человекоцентристской техники.
道可道,非常道。 名可名,非常名。 無名天地之始, 有名萬物之母。

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 26 апр 2011, 13:16

Zuek, конечно же, практика йоги меняет человека изнутри, учит его дружить с реальностью. А вот насколько эти изменения вступят в противоречия с «христианскими догматами» и будут ли они действительно непреодолимы - это вопрос... скорее всего, очень личный, впрочем, как и все вопросы о вере.
И хатха-йога - это яма, нияма, асана и пранаяма.

Деление на хатха и раджа йогу весьма и весьма условно, ибо, как пишут первоисточники, что нет раджа-йоги без хатха-йоги, и наоборот, "птица с одним крылом не полетит". Ведь даже на этапе "работы с телом" в асанах есть элементы "высшей йоги"- дхарана и дхьяна. И эти элементы осваиваются сразу, с самого начала. Это базис.
А если да, то были усвоены - хоть и неосознанно - приняты изначально заложенные в йогу цели: преодоление самосознания, связь с Абсолютом.

В сутрах речь идёт об обособлении Пуруши. :!:
Изменения в сознании от занятия йогой - это шаг в сторону от христианства, ибо "драйвер" этих изменений не боговдохновенен.

Вот от имени Бога, кто им вдохновлён, а кто нет, кто будет решать? А просветлённые и боговдохновлённые вне христианской традиции, с ними как быть? а ведь это реальность...
тут вспоминается высказывание Айенгара, что "выравнивая стопы мы выравниваем и душу"

Кривую душу такими незамысловатыми манипуляциями не выровнять, тогда бы у нас гимнасты и балерины были бы самыми духовными подвижниками. :) Да и сам Айенгар, "выравнивая душу" Ван Куттену, умудрился сломать ему спину, что не очень вяжется ни с ахимсой - ненасилием (основным элементом ямы), ни с действиями уравновешенного человека.
Согласно христианской вере, духовная жизнь с ее завершением есть дар Божией благодати, а не достижение независимой человекоцентристской техники.

Техника, как правило, не достигается, а применяется. В йоге же происходит разтождествление не только со своим телом, но и с деятельностью сознания, поэтому, говорить о "человекоцентризме" не приходится, это скорее "человекоДЕцентризм". :)

Zuek
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 20 апр 2011, 20:19
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Zuek » 27 апр 2011, 19:21

Андрей Викторов писал(а):Деление на хатха и раджа йогу весьма и весьма условно, ибо, как пишут первоисточники, что нет раджа-йоги без хатха-йоги, и наоборот, "птица с одним крылом не полетит". Ведь даже на этапе "работы с телом" в асанах есть элементы "высшей йоги"- дхарана и дхьяна. И эти элементы осваиваются сразу, с самого начала. Это базис.

Собственно об этом я и писал - в йоге просто невозможно "выделить" чисто физическое воздействие. Дхарана и дхьяна - разве они не содержат себе многое из дхармических религий? И не "усваивается" ли это с практикой, если и в асанах есть их элементы?
Андрей Викторов писал(а):В сутрах речь идёт об обособлении Пуруши. :!:

Что то в википедии написано путано. Можно сказать, что это дух?
Андрей Викторов писал(а):Вот от имени Бога, кто им вдохновлён, а кто нет, кто будет решать? А просветлённые и боговдохновлённые вне христианской традиции, с ними как быть? а ведь это реальность...

Есть Евангелие и Святое Предание Церкви. Боговдохновенного вне христианской/ветхозаветной традиции нет. Если под просветлением понимается святость, то её тоже нет. С точки зрения христианства, достижения Будды, йогов - это достижение человека (мы же созданы по образу и подобию, а значит и способны на очень и очень многое -)).
Но это не значит, что Спасение вне христианства невозможно ибо оно же не с начала времён существует -)
Андрей Викторов писал(а):Кривую душу такими незамысловатыми манипуляциями не выровнять, тогда бы у нас гимнасты и балерины были бы самыми духовными подвижниками. :) Да и сам Айенгар, "выравнивая душу" Ван Куттену, умудрился сломать ему спину, что не очень вяжется ни с ахимсой - ненасилием (основным элементом ямы), ни с действиями уравновешенного человека.

Ну, я же не буквально это говорил =). Имелось в виду всё то же: воздействие на тело влияет и на духовное. А коли "воздействие на тело" в чём то противоречит христианству - то нехристианским получается и влияние на душу.
Андрей Викторов писал(а):Техника, как правило, не достигается, а применяется. В йоге же происходит разтождествление не только со своим телом, но и с деятельностью сознания, поэтому, говорить о "человекоцентризме" не приходится, это скорее "человекоДЕцентризм". :)

Говоря о "человекоцентризме" я имел в виду, что цели достигаются только благодаря усилиям, воли и желанию человека, следующего данным путём, ничего более не нужно. Бог не нужен, ибо "аналог" - это обезличенный и ничего не выражающий Абсолют (или я не прав?).

Вопрос, как знатоку: с точки зрения йоги (если так можно сказать) как оценивается "человеческая природа" (сущность): "испорченная" или в целом "хорошая", но требующая работы для возвращения на "истинный путь"?
道可道,非常道。 名可名,非常名。 無名天地之始, 有名萬物之母。

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 28 апр 2011, 23:19

Дхарана и дхьяна - разве они не содержат себе многое из дхармических религий? И не "усваивается" ли это с практикой, если и в асанах есть их элементы?

:shock:
Что конкретно то "многое из дхармических религий" содержит в себе дхарана ("фиксация сознания на определённом месте" -Й.С.) и дхьяна (сфокусированность однородных состояний на этом месте - Й.С.) :?:
Что то в википедии написано путано. Можно сказать, что это дух?

По йоге википедия вряд ли поможет, только личная практика даёт ответы.
Определение "дух" слишком расплывчато ("дух койота", "дух мескалито", Святой Дух и пр.), лучше (имхо) "осознание".
Боговдохновенного вне христианской/ветхозаветной традиции нет. Если под просветлением понимается святость, то её тоже нет.

Патент на боговдохновление и святость?
Ну, я же не буквально это говорил =). Имелось в виду всё то же: воздействие на тело влияет и на духовное. А коли "воздействие на тело" в чём то противоречит христианству - то нехристианским получается и влияние на душу.

В чём интересно противоречие с христианством в неподвижном естественном пребывании в удобной позе с пустой головой? :) Если уж с этой позиции посмотреть, то хотят христиане этого или не хотят, знают об этом или не знают (а незнание, как известно, не освобождает от ответственности), но они (и не только они :) ) регулярно, ежедневно, сознательно или бессознательно выполняют асаны (а значит и йогу):
Изображение
Изображение
в положении лёжа, например:
Изображение
Шавасана:
Изображение
Стоя:
Изображение
ну и т.д. и т.п.... Шива завещал такое количество поз, что, фактически, под любое положение тела можно найти асану в йоге. :D
Но ведь при этом как-то христиане живут и мирятся с этим, и даже берут уроки йоги..."не надо быть святее папы Римского"!
Говоря о "человекоцентризме" я имел в виду, что цели достигаются только благодаря усилиям, воли и желанию человека, следующего данным путём, ничего более не нужно. Бог не нужен, ибо "аналог" - это обезличенный и ничего не выражающий Абсолют (или я не прав?).

Не совсем так. В йоге сознательные усилия прилагаются для создания условий, чтобы включилась "системная настройка", происходит отдавание "себя" " в руки системного разума" (быть может, в каком то приближении здесь можно провести параллель с христианством).
с точки зрения йоги (если так можно сказать) как оценивается "человеческая природа" (сущность): "испорченная" или в целом "хорошая", но требующая работы для возвращения на "истинный путь"?

Если под "человеческой природой" понимать Пурушу, то она изначально просветлена, неизменна и не может "загрязниться". Всё, что требуется - это вернуться к себе.

Кирейчиков Илья
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 12:52

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Кирейчиков Илья » 20 окт 2011, 12:38

Доброго времени!

Обсуждаемый вопрос имеет много плоскостей, которые можно затронуть и рассмотреть. Мне представляется важным рассмотреть данный вопрос с точки зрения собственного опыта. Собственно, именно им я бы и хотел поделиться.

Я вряд ли могу себя назвать верующим человеком в традиционном понимании (например, я не посещаю церковь, не соблюдаю многие предписанные православным верующим обряды и так далее). Но, я могу о себе сказать, что в силу своих скромных возможностей, какого-то понимания, я очень непродолжительный отрезок своей жизни соприкасаюсь с христианством (православием), по крупицам изучаю основы этой религии, и, возможно, что-то мне уже удалось для себя осознать. Кроме того, какое-то время назад у меня имелся опыт практики преданного служения в рамках вайшнавской традиции, что дало мне возможность ощутить, пусть в какой-то части, но самому ощутить, что это такое.

Так вот, я могу сказать следующее: я ощутил всем своим существом то, что и христианство, и имевшаяся в моей жизни практика вайшнавизма - это что-то "внешнее", это что-то, что ты в себя "вживляешь"; это что-то инородное, противоречащее твоему существу. Собственно, в рамках той или ной религиозной традиции предлагается совершенно определенная система отношения ко всему вокруг тебя, плюс даются определенные правила поведения, запреты,а также указания учителей, гуру, и так далее и так далее. Предлагается что-то извне, в которое нужно поверить и полностью принять, без доли сомнения, без каких-либо вопросов и рассуждений. Я почувствовал, что в таком "религиозном" ключе, лично для меня, сложно быть самим собой, я бы даже сказал, такая возможность просто была исключена. Фактически, исключена сама идея собственного гармоничного развития. Иными словами, в данных случаях, исключается идея системной САМОнастройки, о которой речь идет в классической йоге.

Я могу еще поделиться тем, что я, продолжая, например, изучение Библии, основ православия и христианства, чувствую, что чем дальше и глубже становится практика йоги, тем я все отчетливее ощущаю, что я опираюсь на что-то ВНУТРИ себя, на какой-то внутренний "стержень", который все больше и больше проявляется для меня. И, например, я уже совсем по-другому стал читать Библию, я по-другому читаю молитвы, которые нашли отклик в моем сердце какое-то время назад. Такое чувство, что, вот, это все начинает отходить на второй план, такое чувство, что йога вытесняет все эти вещи или, по крайней мере, их трансформирует во что-то другое. Мне сложно донести те чувства, которые я испытываю сейчас, но могу однозначно сказать, что йога очень мягко и незаметно, но при этом кардинально меняет мое ощущение и понимание этого моего отношения к религии, к Богу, давая мне возможность все-таки дистанцироваться от этих явлений. В этой связи, йога для меня явилась единственным приемлемым способом, методом работы и с сознанием, и с телом, и как результат - единственной методикой самосовершенствования, самонастройки, достижения ЧВН, чего не наблюдалось и не наблюдается при соприкосновении с вещами религиозного плана.Кстати, например, в вайшнавской традиции время для работы с телом попросту не уделяется по имеющимся в этой традиции установкам.

Но вместе с тем, я могу отметить и следующее: мой опыт показывает, что для многих людей, с которыми мне доводилось общаться в рамках практики преданного служения, подобная практика была просто спасением от той жизни,в которой они были до нее. Это помогло им во многом изменить себя и свою жизнь. Конечно, это тоже все очень субъективно, насколько изменилась их жизнь, ну, по крайней мере, они перестали употреблять наркотики, алкоголь, перестали нарушать закон и т.д. Хорошо ли это? Мне представляется, что в определенном смысле это положительный результат. То же касается и людей, которые открыли для себя православие.

Подводя итог сказанному, я могу ответить на обсуждаемый вопрос таким образом: мой опыт дает основание говорить о том, что йога и какая-либо религия, вообщем-то, могут так или иначе пересекаться, но в очень условном смысле этого слова.И по мере углубления практики, лично для меня, йога все более и более заполняет собой то пространство, в котором находилось место тем вариантам проявления религиозности, о которых я говорил выше. Кроме этого, я считаю, что религия представляет собой определенный способ работы с сознанием, определенный метод самосовершенствования. Однако, о нем вряд ли можно сказать, что он универсален и подходит всем и каждому. В этом смысле именно йога дает каждому возможность вернуться к себе, возможность стать самим собой.

Я благодарю всех, кто дочитал это сообщение до конца.

Хорошей практики и занимайтесь йогой.
Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние (Патанджали)

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 21 окт 2011, 14:13

Конечно же, йога выявляет в человеке скрытый потенциал, предрасположенность (к чему-либо) и даёт силы для реализации. Очень многое зависит от того, с каким "багажом" неофит приступил к освоению йоги, но, в любом случае, лишние, избыточные наслоения по мере практики отпадают, и остаётся необходимая суть. Технология йоги является инструментом самопознания, она универсальна. А вот как и куда разовьётся практикующий - всегда интересно и не всегда предсказуемо. :)
Очень любопытный опыт, Илья!

Кирейчиков Илья
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 11 апр 2011, 12:52

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Кирейчиков Илья » 25 окт 2011, 09:55

Всем доброго времени!

Нашел, на мой взгляд, очень интересную статью, которая в какой-то части раскрывает вопрос о совместимости йоги и христианства.

Вот ссылка: http://www.pravoslavie.ru/put/49363.htm

О хранении ума/Архимандрит Клеопа (Илие)
Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние (Патанджали)

Андрей Викторов
Сообщений: 549
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Совместимы ли йога и христианство?

Сообщение Андрей Викторов » 28 окт 2011, 12:27

«Во время умной молитвы в схватку вступают три ума: ум святых сил, ум бесовский и ум человека».

Итак, ум человека находится между Святыми Силами и бесовскими полчищами.

Бей о камень этих младенцев «дщери Вавилона» — то есть плохие помыслы ума, — пока они еще младенцы. То есть умерщвляй страсти в себе, когда они малы, ибо потом это будет гораздо тяжелее!


"И вечный бой! Покой нам только снится." :)

Для контраста из дзена:
"...И нет нужды в сдерживании желаний.
Когда сущность пустеет, жажда уходит сама собой..."
"...Не разрушайте мнений обычных людей,
Учите лишь прекращению мыслей."

Запад и Восток...


Вернуться в «Классическая Йога»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей