Что-то не очень высокая активность на форуме… видимо все, кто читал Бхагавадгиту, уехали в отпуск! )
Если (вкратце) проводить сравнительный анализ двух этих текстов, то можно сказать, что роднит их общая тематика: они оба про йогу!
Оба эти текста вневременные, т.е. не потеряли и не потеряют актуальности в веках, ибо вопросы, которые в них поднимаются, интересовали и будут интересовать людей всех поколений…. Вопросы эти, если можно так выразиться, «базовые» о жизни и смерти, о целях человеческого существования, о причинах страдания, о методах и путях освобождения (просветления) и т.д и т.п. Но акценты поставлены очень по-разному… Если в ЙС Патанджали основной упор делается на непосредственную практику йогического сосредоточения, даётся градация видов сосредоточения, методов сосредоточения, объектов для сосредоточения, сопутствующих эффектов и т.д., т.е. сутры более систематизированы с т.з. практического применения, что в Бхагавадгите такой чёткой систематизации не прослеживается, хотя основные идеи и понятия пути йоги уже есть. У Пананджали йога представлена через основной технический элемент – самадхи (сосредоточение) и в этом смысле это йога-самадхи или раджа-йога (царственная йога). В Бхагавадгите основой практики служит любовь к Богу (бхакти, и в данном случае к Кришне как к воплощению бога на земле). Бхагавадгита более тэистична; если в сутрах путь обращения к богу – это один из методов (упование на Ишвару) и упоминается он лишь единожды, то в Гите этот аспект (бесконечная преданная любовь, посвящение всех деяний Господу) является ключевым и, следовательно, более представлена т.н. бхакти и карма йога. И, с некоторым допущением, можно сказать, что сутры более ориентированы, что называется «вовнутрь» с целью всё большего уменьшения и действий вовне (ибо любые действия – лишь дрова в костёр сансары), переключение всей энергии на внутрипсихическую работу и преображение (но это преображение, в свою очередь, не может не повлиять и на взаимодействие с социумом, делая поступки йога безупречными с т.з. эффективности и нравственности). Гита более ориентирована «вовне», на примирение таких видимых вопросов-противоречий, как: жизнь в социуме и духовная жизнь, недеяние в деянии (незапятнанность действиями), долг (в данном контексте «долг воина» и этические вопросы – голос совести (наставления Кришной Арджуны), божественное и мирское и пр. и пр. Если в Сутрах конечная цель обозначена в виде обособления Пуруши (т.е. «разделение», отделение Духа от материи), то в Гите цель видится как слияние человеческой личности с божественной (и тем самым обретается её милость).
В каком-то смысле эти два текста (Сутры и Гита) очень хорошо дополняют друг друга, давая пищу для размышления… Что касается практического применения, то, как я уже сказал выше, в сутрах практика йоги более систематизирована и ясно изложена. Из Гиты, наверно, можно почерпнуть для практических целей отношение к действиям в социуме, их некая переориентация, снятие эгоистической доминанты с «я» на «они», ориентация на пользу обществу («Служение людям…- Что может быть выше!?» из к.ф. «Мирный воин»)