Бхагавадгита

Бхагавадгита

Сообщение Michael Smith » 14 июл 2016, 19:43

Очень давно (задолго до занятий йогой) я читал этот текст и сейчас в моей памяти всплыли некоторые фрагменты, касающиеся йоги. Я помню, что в Бхагавадгите йога играет, пожалуй, определяющую роль. Но в связи с моей сегодняшней практикой возник вопрос о связи Гиты с сутрами Патанджали - насколько их взгляды идентичны и в чем состоят отличия? Возможно ли ориентироваться на оба текста или Бхагавадгита более относится к эпосу и имеет некую скорее религиозную направленность?
Если на сайте есть те, кто знаком с этим текстом, буду рад любым комментариям!
Michael Smith
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 04 ноя 2015, 09:01

Re: Бхагавадгита

Сообщение Андрей Викторов » 17 июл 2016, 10:30

Что-то не очень высокая активность на форуме… видимо все, кто читал Бхагавадгиту, уехали в отпуск! )
Если (вкратце) проводить сравнительный анализ двух этих текстов, то можно сказать, что роднит их общая тематика: они оба про йогу! :) Оба эти текста вневременные, т.е. не потеряли и не потеряют актуальности в веках, ибо вопросы, которые в них поднимаются, интересовали и будут интересовать людей всех поколений…. Вопросы эти, если можно так выразиться, «базовые» о жизни и смерти, о целях человеческого существования, о причинах страдания, о методах и путях освобождения (просветления) и т.д и т.п. Но акценты поставлены очень по-разному… Если в ЙС Патанджали основной упор делается на непосредственную практику йогического сосредоточения, даётся градация видов сосредоточения, методов сосредоточения, объектов для сосредоточения, сопутствующих эффектов и т.д., т.е. сутры более систематизированы с т.з. практического применения, что в Бхагавадгите такой чёткой систематизации не прослеживается, хотя основные идеи и понятия пути йоги уже есть. У Пананджали йога представлена через основной технический элемент – самадхи (сосредоточение) и в этом смысле это йога-самадхи или раджа-йога (царственная йога). В Бхагавадгите основой практики служит любовь к Богу (бхакти, и в данном случае к Кришне как к воплощению бога на земле). Бхагавадгита более тэистична; если в сутрах путь обращения к богу – это один из методов (упование на Ишвару) и упоминается он лишь единожды, то в Гите этот аспект (бесконечная преданная любовь, посвящение всех деяний Господу) является ключевым и, следовательно, более представлена т.н. бхакти и карма йога. И, с некоторым допущением, можно сказать, что сутры более ориентированы, что называется «вовнутрь» с целью всё большего уменьшения и действий вовне (ибо любые действия – лишь дрова в костёр сансары), переключение всей энергии на внутрипсихическую работу и преображение (но это преображение, в свою очередь, не может не повлиять и на взаимодействие с социумом, делая поступки йога безупречными с т.з. эффективности и нравственности). Гита более ориентирована «вовне», на примирение таких видимых вопросов-противоречий, как: жизнь в социуме и духовная жизнь, недеяние в деянии (незапятнанность действиями), долг (в данном контексте «долг воина» и этические вопросы – голос совести (наставления Кришной Арджуны), божественное и мирское и пр. и пр. Если в Сутрах конечная цель обозначена в виде обособления Пуруши (т.е. «разделение», отделение Духа от материи), то в Гите цель видится как слияние человеческой личности с божественной (и тем самым обретается её милость).
В каком-то смысле эти два текста (Сутры и Гита) очень хорошо дополняют друг друга, давая пищу для размышления… Что касается практического применения, то, как я уже сказал выше, в сутрах практика йоги более систематизирована и ясно изложена. Из Гиты, наверно, можно почерпнуть для практических целей отношение к действиям в социуме, их некая переориентация, снятие эгоистической доминанты с «я» на «они», ориентация на пользу обществу («Служение людям…- Что может быть выше!?» из к.ф. «Мирный воин»)
Андрей Викторов
 
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Бхагавадгита

Сообщение Den » 19 июл 2016, 17:44

Добавить что-то по существу к сказанному Андреем Владимировичем пожалуй и не смогу, но вот как эти два текста позиционируются лично для меня в контексте повседневной практики. Йога-сутры - это очень сухая выжимка, практически уровня схемы и, как было уже отмечено,- схемы, ориентированной на практику. Гита же- это такой текст, к которому сколько бы раз не обращался, в каких бы жизненных ситуациях это не происходило- всегда скажет нужные именно в этот момент слова. В его пространстве скрыты все известные мне спсобы описания реальности, в которых начальной и конечной точкой является Абсолют, причём диапазон уровней этих описаний в нём чрезвычайно широк- от идеи бога-сверхдуши-сверхсознания, до совершенно пустой, внесущностной, внеструктурной, вневременной и внепространственной точки развёртывания/свёртывания объективной реальности. При всём при том Гита - чрезвычайно практическая книга с точки зрения включения практики в повседневную жизнь. Как известно, с Махабхараты начинается Кали-юга, сомнительное удовольствие пребывания в которой, согласно традиционной арийской мысли, мы испытываем сейчас. Отсюда и мощный коплекс воздействия на повседневное сознание, который описывается в тексте- все эти йоги. На мой взгляд, вовсе не обязательно воспринимать этот текст именно как разновидность божественного откровения, хотя это-то как раз и подразумевается самим памятником. Он способен плодотворно воздействовать на повседневный ум, находящийся как на позициях западной философии модерна/постмодерна/постпостмодерна, так и любой религии, начиная от шаманизма и заканчивая всеми разновидностями авраамического мировоззрения. Словом, пространство Бхагават-Гиты - это такое место, которые обязательно стоит посетить, вне зависимости от того, как, что и зачем практикует человек и каким именно образом он отвечает себе на вопросы о конечной реальности и своей самости в ней.

PS
Очень рекомендую аудиоверсию в безупречном, как мне кажется, исполнии С. Концевича. Скачать её можно много где, а конкретно- например вот тут (zip 497Мб, mp3 253Кбит/сек, 44.1КГц), на rutracker'е или вот она же вконтактеге

PPS
Если бы кто-то смог опознать или просто вытащить из записи фоновый трек, не слишком его изувечив при этом, моей благодарности не было бы границ. Сам пробовал, но качество получается недостаточное- а был бы отличный бэкграунд для повседневной практики!
Последний раз редактировалось Den 10 авг 2016, 11:17, всего редактировалось 1 раз.
-Не подскажете, до Икстлана далеко ещё?
Den
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 08:47

Re: Бхагавадгита

Сообщение Андрей Викторов » 30 июл 2016, 14:34

Печально только, что на почве этого великого эпического произведения дали всходы сорняки в виде (кажущихся безобидными) кришнаитских сект.
Андрей Викторов
 
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: Бхагавадгита

Сообщение Den » 02 авг 2016, 09:13

Вероятно, но всякий текст такого уровня способствует объединению людей в различные группы. За примерами далеко ходить не надо- всё те же авраамические религии начинались именно с сект, да и теперь вокруг корпуса их текстов существует огромное количество подобных социальных конструкций. Честно говоря, ничего не знаю про кришнаитов - простыни, барабаны, "...хари Кришна, хари Рама..." ) В своё время был свидетелем, как вся страна сидела перед телевизорами и заряжала воду в баночках под пассы Кашпировского. Или то был Чумак? Это всё к чему: всё, что нами воспринимается- есть кажимость, интерпретация. Вопрос в том, какое место в объективной реальности занимает эта самая интерпретация. А кришнаиты... Ну, они как бы есть. Да и пусть их )
-Не подскажете, до Икстлана далеко ещё?
Den
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 08:47

Re: Бхагавадгита

Сообщение Michael Smith » 03 авг 2016, 14:15

Да уж, чем дальше в лес, как говорится... Но, в целом, идея ясна, спасибо за разъяснения!
Сейчас, по правде, перечитывать лень, но тогда, помню, в память врезался один эпизод (диалог), где Кришна призывает Арджуну не обращать внимания на то обстоятельство, что ему предстоит сражаться с родственниками, а смело идти на войну и "крошить" всех подряд, чтобы не покрыть свое имя позором. Я тогда еще вспомнил интерпретацию Булгаковым евангельских событий (что самый страшный грех - это трусость), а потом пришла на ум другая мысль: о том, что в индуизме, что не характерно для других религий, человеку не отводится никакой роли, вся история уже давно написана, а человек просто играет свою роль и ничего изменить не может, все мысли, все действия, в т.ч. занятия йогой - все заранее предначертано.

P.S.
а это про кришнаитов:
https://www.youtube.com/watch?v=9Vi1EA2dNzc
Michael Smith
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 04 ноя 2015, 09:01

Re: Бхагавадгита

Сообщение Андрей Викторов » 04 авг 2016, 09:26

Палитра индуизма, как мне видится, настолько пестра и разнообразна, что, порой, взгляд его «крайних точек» на какое-либо событие, явление, понятие и пр. (на ту же предначертанность, предопределённость) часто бывает диаметрально противоположным... Востоку также присуще обращение «монетки с двумя орлами»:
Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.
По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:
— После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл — мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.
Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монетку. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.
— Никто не может изменить судьбу, — сказал ему слуга после битвы.
— Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл.
:D
Андрей Викторов
 
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31


Вернуться в О разном

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0