Пару слов о преподавании йоги...

обсуждение различных аспектов практики
Андрей Викторов
Сообщений: 550
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Пару слов о преподавании йоги...

Сообщение Андрей Викторов » 09 июл 2019, 11:04

Изображение

Преподавать йогу: зачем и как? (Скорее больше для будущих преподавателей, хотя, может быть интересно и всем любителям йоги)

«Собирая по каплям,
Мудрость вселенной другим
Дарит учитель.»
(Автор не известен)

«Хочешь быть инструктором? – Будь им!» (С)

«– Бесконечная мера вашего невежества – даже не забавна…» - Веллер: «Гуру».


«Хочу преподавать йогу!» - иногда говорят мне занимающиеся и далее спрашивают подробности…
По этому поводу хочу отразить пару, на мой взгляд, существенных моментов (хотя, конечно, эта тема очень «широка и глубока» и тянет на хорошую объемную статью или даже книгу), передающих сугубо личное отношение к данному вопросу:

1. Есть одно очень хорошее правило в коммуникации с людьми, с социумом, которое гласит: «Не просят – не делай». Прежде, чем решить стать йога-тичером, следует ответить на вопрос: «Меня кто-то просил об этом?»
По моему мнению, преподавать йогу (и не только йогу) достоин тот человек, кто освоил саму практику на хорошем уровне и достиг явных успехов в улучшении собственного самочувствия и качества жизни (а не как один известный «гуру», крылатой фразой которого было: «Я йогой не занимаюсь, я её преподаю!» :D ).
Ещё лучше, если посредством йоги был устранён некий серьёзный недуг, тогда будущий преподаватель на личном опыте уже знает, как справляться с определёнными ситуациями, и может это знание передать.
Как правило, в результате систематических занятий, безупречного следования намеченному пути, у человека накапливается высокий уровень «личной силы» (КК), и вселенная откликается на это в виде явных знаков-указаний на определённый запрос! Это может быть прямое указание, когда люди сами просят практикующего йогу научить их быть в таком же хорошем самочувствии, научить йоге. По моему мнению, это – самый благоприятный момент для старта преподавательской деятельности! Могут быть и другие, менее явные знаки, но это уже отдельный разговор…

2. Прямым следствием, вытекающим из первого пункта, является способность транслировать, передавать состояние чвн (внутреннего спокойствия) группе. Естественно, это возможно лишь при очень хорошем уровне личного освоения этого состояния.
Проиллюстрировать этот аспект можно посредством одной истории, которая произошла ещё во времена СССР, в прошлом веке…

…. Одна из групп «китаистов» из СССР была в командировке в поднебесной. В одной из провинций случилась засуха, и местное население, собрав последние деньги, наняла человека, который был способен вызвать дождь. Наших специалистов пригласили посмотреть на это «чудо» - вызывание дождя.
Этим человеком оказался маленький, сухонький старичок-китаец, который попросил хижину на отшибе деревни и чашку риса в день. С нашими спецами он наотрез отказался общаться, но тех утешил старшина деревни, сказав, что после выполнения работы старик с ними пообщается…
И вот на третий день пошёл дождь. Старшина деревни напомнил просьбу об общении, и на этот раз старик согласился уделить немного времени общению.
Далее, произошла примерно такая беседа:
- Расскажите, как вы вызвали дождь? Это какой-то обряд, который передаётся по наследству?
- Вы с ума сошли?! – удивился старик, я что, маг??? Неужто вы могли подумать, что я, ничтожный человек, могу управлять могучими стихиями?!
- Но что вы тогда сделали? Ведь дождь идёт!
- Никто не может изменить никого! – сказал старичок. Но каждый может научиться управлять собой. Я, скажу без ложной скромности, достиг определённых вершин в этом искусстве. И вот я приехал сюда в правильном, гармоничном состоянии и увидел, что здесь всё неправильно. Нарушен порядок вещей, гибнет урожай, люди в отчаянии. Я не могу этого изменить. Единственное, что я могу, - это изменить себя, т.е. стать неправильным, присоединиться к тому, что здесь происходит. Именно это я и сделал.
- А потом что? Почему пошёл дождь?
- Потом я работал над собой, возвращая себя обратно в правильное состояние. Но, поскольку я уже был един со всем прочим здесь, слился с этим, то и оно вместе со мной, постепенно, с некой инерцией, но вернулось на правильный путь. А правильным для этой земли сейчас является её орошение. Вот поэтому и пошёл дождь…
- Но если так всё просто, почему вы запросили такую высокую сумму за это?
- Когда я присоединяюсь к дисгармонии, то мне становится также плохо, как и всему вокруг. Добровольно перейти из правильного состояния в неправильное – это недёшево стоит, - и знаком показал, что аудиенция окончена.

:idea: Отчасти одной из основных задач преподавателя йоги является посредством трансляции состояния погружать группу в «правильное состояние», возвращая на правильный путь. Как подключаться к состоянию «неправильности», которое может быть в начале занятия у группы или одного человека (и это всегда очень чувствуется) – тоже отдельный разговор. Но в итоге за время занятия должна произойти определённая работа по изменению состояния как самого преподавателя (который подключился, перейдя в неправильное состояние), так и (как следствие) всей группы в целом и каждого её участника! Это, на мой взгляд, один из важнейших «внутренних аспектов» преподавательской деятельности… Учат ли этому на курсах по подготовке инструкторов йоги? (риторический вопрос)

3. Зачастую те, кто проходят разного рода курсы по подготовке инструкторов, делятся своими впечатлениями, с сожалением констатируя, что уровень подачи материала очень низкий… Учат формально и не тому, что может впоследствии быть полезным в преподавании йоги (в глубоком смысле этой деятельности). Да и чему можно научиться за несколько недель или даже месяцев, если йога осваивается годами, десятилетиями?
Здесь есть над чем подумать…


И ещё один вопрос, который также иногда задаётся: обучают ли в нашей школе инструкторов? Отвечаю: – Да.
Но это обучение:
1. Не формальное
2. Растягивается на длительный срок.

Преподавательская деятельность может быть привлекательна с непосвящённой точки зрения (если не копать глубоко) и, более того, не все из ведущих задумываются над определёнными внутренними аспектами, а просто «ведут йогу», как говорится: каждому своё и «подобное притягивает подобное»!
В любом случае, всегда есть выбор, по какому пути-направлению дальше следовать и принесёт ли этот путь в итоге состояние удовлетворения от проделанной работы вам и вашим подопечным…

Викторов Андрей (с) 2019г.

Вернуться в «Классическая Йога»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 109 гостей