асаны

обсуждение различных аспектов практики
Alexey R
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:57

асаны

Сообщение Alexey R » 08 июл 2010, 16:07

Андрей, расскажите, пожалуйста, о "позе отдыха животных", которую мы часто делаем на занятиях? Вроде нигде в книгах я ее описание не видел. Откуда она? Как она называется на санскрите и какой эффект дает? (субъективно - по ощущениям - очень здорово расслабляет).

Андрей Викторов
Сообщений: 461
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: асаны

Сообщение Андрей Викторов » 09 июл 2010, 09:57

Здравствуйте, Алексей!
Эта асана - Сайтхалиасана. Много лет назад подсмотрел её у Сатьянанды (по-моему в "Асана.Пранаяма.Мудра.Бандха.", хотя в знаменитом трёхтомнике тоже должна быть). Хороша она тем, что легка в исполнении и даёт возможность начинающему понять, как выполнять асаны, соблюдая принцип минимизации усилий.
По адресному воздействию данной асаны можно выделить 3 момента:
1. Воздействие на абдоминальную область (при наклоне вперёд)
2. На позвоночник (спина уходит в горизонтальную плоскость, что даёт возможность снять вертикальную нагрузку с позвоночника)
3. Воздействие на ноги (тазобедренные суставы, бёдра, колени, голеностопы)
Если условно разделить асаны на "силовые" и асны "на расслабление", то Сайтхалиасана относится к второй группе, т.е. при её выполнении усилия с мышц сняты полностью (можно "всё отпустить"), отсюда такой расслабляющий эффект.

Alexey R
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:57

Re: асаны

Сообщение Alexey R » 09 июл 2010, 19:44

Спасибо. Андрей, а я правильно понимаю, что у Виктора Бойко нет жестко фиксированного набора асан, которые предлагаются на занятиях? (в ЙИК асаны вообще даны по минимуму). То есть каждый учитель, разделяющий его подход, имеет свой набор асан, соблюдая, впрочем, главные принципы - молчание ума, удобство и статичность?

Андрей Викторов
Сообщений: 461
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: асаны

Сообщение Андрей Викторов » 10 июл 2010, 08:22

В ЙИК приведён в пример некий усреднённый комплекс, который может и должен быть изменён в зависимости от индивидуальных особенностей (такие факторы как: состояние здоровья, образ жизни, исходная гибкость и т.д.) практикующего. Для начального освоения йоги большого количества асан не требуется, здесь главное уловить смысл практики, научиться переключаться в режим восстановления системы. По мере продвижения комплекс видоизменяется, меняется дозировка нагрузки (время выдержки асан, "глубина"), всё очень индивидуально.

Alexey R
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:57

Re: асаны

Сообщение Alexey R » 18 июл 2010, 02:41

Андрей, поделитесь, пожалуйста, своим пониманием следующего вопроса. Классическая йога Патанджали работает главным образом с мыслью, умом (читта вритти ниродха), а хатха-йога стремится подчинить энергию, прану, а уже через это достичь покоя ума (эту разницу описывает, например, Б. Мартынов в "Йога. Источники и течения" (хрестоматия), с 155, то же - в предисловии Сатьянанды к "хатха-йога прадипике". То есть, получается, по Патанджали надо сесть в позу лотоса и остановить вихри ума с помощью ума же. А в хатхе подход такой: не "парься" - делай асаны, пранаямы и через это успокоишь ум. Все-таки в йоге, которой мы занимаемся, мы из чего исходим? Вопрос теоретический, но, на мой взгляд, немаловажный )

Андрей Викторов
Сообщений: 461
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: асаны

Сообщение Андрей Викторов » 20 июл 2010, 12:39

Алексей, мы исходим из очевидных и внятных моментов, связанных с освоением технологии классической йоги, которую нам завещал великий Патанджали.
Изображение
Разделение йоги на "хатха" и "раджа" (к слову сказать именно классическую йогу Патанджали ассоциируют с раджа йогой) весьма условно, ибо практикуя "хатху" (те же асаны), мы привносим и элементы раджа-йоги (чвн), в ином случае асаны, без должной работы сознания, превращаются в экзотическую гимнастику (что мы и можем наблюдать в массе "школ"), напрочь выхолащивая всю суть йоги. Можно вспомнить крылатую фразу из ХЙП: "Не бывает раджа-йоги без хатха-йоги, как не бывает хатха-йоги без раджа-йоги."
То есть, получается, по Патанджали надо сесть в позу лотоса и остановить вихри ума с помощью ума же.

Нет, не остановить мысль мыслью, а переключить внимание (оперативную часть сознания) в другую модальность, на кинестетику (ощущения), на тело, ибо йога, её практическая часть начинается с освоения асан. Т.е. то, с чем мы непосредственно работаем в данный момент, с телом, на то и должно быть направлено всё наше внимание без остатка, тем и должно быть окрашено наше сознание. В этом случае в сознании больше нет места чему-либо ещё, мыслительный процесс остановлен (чвн).
хатха-йога стремится подчинить энергию, прану, а уже через это достичь покоя ума

Вот такое описание процесса, все эти манипуляции с "энергией" характерны для более поздних (по сравнению с йога-сутрами) изысканий, и это уже, как говорил Мирча Элиаде, "йогическое борокко". Само слово "энергия", "энергетика" в т.н. эзотерических кругах повсеместно применяется и является весьма спекулятивным, им обозначают всё, что угодно, любые ощущения, глюки и пр. В классической же йоге процесс идёт (в оптимале) без ощущений, т.е. она по сути "англюкова" :) Интересно, что Кувалаянанда (в своих работах) настаивает на том, что слово "прана" переводится только как "дыхание" и ни к какой космической энергии и к энергии вообще не имеет никакого отношения. Далее в классике мы "действуем не действуя", т.е. создаём условия, для того, чтобы процесс пошёл в нужном направлении, без прямого волевого вмешательства, без подчинения, без насилия (ахимса), причём поставленная задача достигается спонтанно. Волевое (сиречь силовое) же решение всегда ограничено и потакает эгоистическим желаниям, что противоречит йогическому мэйн стриму: растождествлению с мыслями, осознаванию себя как нечто большее, чем желания, стремления, страсти и т.д. : "Пуруша, если подвести итог нашему рассмотрению, – самосознание, выявляющее себя из потока психической жизни по мере повышения степеней ясности сознания. Это способность рефлексии на собственные психические процессы, не редуцируемая ни к чему иному, способность отделять себя от своей психики, и, наконец, способность человека выступать господином своего сознания." Е.П. Островская, В.И. Рудой ("Йога-сутры" реконструкция системы)

Alexey R
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:57

Re: асаны

Сообщение Alexey R » 21 июл 2010, 00:08

Понятно. Спасибо!

Андрей Викторов
Сообщений: 461
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: асаны

Сообщение Андрей Викторов » 21 июл 2010, 09:08

Удивительно, что, порой, в разных дисциплинах адепты открывают одни и те же принципы эффективности:

"В своей книге «Брюс Ли - Человек, которого знала только я» - (Bruce Lee: The Man Only I Knew, Warner Books-1975) Линда Ли приводит воспоминание, написанного её мужем для учительницы английского языка в 1961 году. Воспоминание ясно иллюстрирует тонкую тактику Ип Мэна, которую он использовал, чтобы влиять на своих учеников.
«После четырёх лет тяжёлого обучения в искусстве Кунг фу, я начал понимать и чувствовать принцип мягкости – искусство нейтрализации усилий противника с минимальными затратами энергии. Всё это следовало делать в спокойствии и без приложения усилий. На словах это казалось простым, но сделать это было трудно. В тот момент, когда я дрался с противником, моё сознание было возбуждённым и неустойчивым. Особенно после обмена сериями ударов руками и ногами, вся моя теория мягкости исчезала совершенно. Моей единственной мыслью было: «во что бы то ни стало, я должен бить его и победить».
«Мой инструктор, учитель Ип Мэн, глава школы Винг Тсун, однажды подошёл ко мне и сказал: «Лун, расслабься и успокой своё сознание. Забудь о самом себе и следуй движениям своего противника. Позволь своему сознанию на основе реальности противодействовать противнику без предварительного процесса обдумывания. Прежде всего, изучи искусство “не выбирания”».
«Это было именно то самое! Я должен был расслабиться. Однако, принимая это решение, я уже делал что-то, противоречащее моему желанию. Когда я сказал себе, что я “должен расслабиться”, то требование усилия в слове “должен” уже противоречило отсутствию усилий в слове “расслабиться”. Когда моё острое самосознание дошло до того состояния, которое психологи часто называют состоянием “двойной смеси”, мой инструктор снова подошёл ко мне и сказал: «Лун, будь спокоен, следуя естественному ходу событий и не вмешиваясь в него. Никогда не противопоставляй себя природе, никогда не встречай любые проблемы “в лоб”, но контролируй их, соприкасаясь с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом»."

По-моему, очень созвучно с тем, о чём мы говорили выше.

Alexey R
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:57

Re: асаны

Сообщение Alexey R » 29 июл 2010, 12:18

Андрей, не могли бы вы объяснить разницу между сарпасаной и бхуджангасаной. Насколько я понимаю, в первой фиксация позы идет за счет мышц спины (т.е. силовая поза), а во второй - позвоночник просто вывешивается на руках (поза на расслабление). Но в разных источниках с этим огромная путаница. Проясните, пожалуйста, ситуацию

Андрей Викторов
Сообщений: 461
Зарегистрирован: 30 апр 2008, 09:31

Re: асаны

Сообщение Андрей Викторов » 30 июл 2010, 23:22

Но в разных источниках с этим огромная путаница.

Да, Вы правы, Алексей, есть такой момент. Например у Йогешвара в "Учебнике по йоге" и в работах Кувалаянанды Бхуджангасана выполняется за счёт мышц спины, в то время как у Сатьянанды выполнение (прогиб спины) позы кобры идёт за счёт мышц рук, а спина при этом расслаблена. Конечно, в этом случае, одним и тем же названием обозначаются разные асаны, как по описанию, так и по воздействию. Мне думается, что для ясности лучше принять вариант такой:
1. Сарпасана (поза змеи):
Изображение
Подъём туловища осуществляется за счёт мышц спины, руки при этом расслаблены ("силовая" асана).

2. Бхуджангасана (поза кобры):
Изображение
Подъём корпуса выполняется за счёт мышц рук, спина при этом расслаблена ("комбинированная" асана).


Вернуться в «Классическая Йога»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость