Самадхи



   

В наше время миллионы людей по всему миру занимаются медитацией. Некоторые занимаются ради развития психических способностей, таких как: ясновидение, телепатия и т.д. Другие заинтересованы в достижении непосредственных целей, таких как: расслабление, очищение сознания и т.д.  и они занимаются ради этого, а не для того, чтобы достичь какой либо воображаемой цели. Для кого-то практика медитации – это по ступенчатое движение по спиральной лестнице, ведущей к более высокому сознанию и окончательной цели освобождения от страданий и выхода из непрерывного круговорота рождения и смерти.
Множество людей прекращают погоню за материальными ценностями, т.к. понимают, что они никогда не получат полного удовлетворения, пока не достигнут конечной цели, возможной для человека, сделают переход от ограниченного «я» к космическому сознанию. Они должны раскрыть истинную сущность их бытия (Атман), высшее «я», которое стоит над низшей природой. Они должны узнать человека внутри человека, должны осознать ум вне ума и должны пережить основу бытия. И должен наступить момент для каждого из нас, когда мы увидим, кем мы являемся на самом деле. Это – самореализация. Некоторые называют это «божественной реализацией», кто-то называет это «самадхи», другие – «мокша», «нирвана», «просветление» или «соединение». Это конечная цель, к которой каждый из нас должен стремиться. Достижение этой цели принесёт тотальное удовлетворение, после которого не будет ничего, что нужно достигать и нечего терять; существует только единое непрерывное состояние бытия.
Не зависимо от того, какой путь вы  выбираете, тысячи, кто двигаются к этой цели,  заинтересованы в пробуждении силы, посредством которой человек может жить в другой реальности, продолжая действовать на этом земном плане. Человек может существовать на земле либо с низшим сознанием, либо с высшим. Что бы вы предпочли?
Когда вы живёте на высшем плане сознания, вы будете выполнять те же действия, которые делали на низшем плане, но вы получите от каждого опыта максимальную пользу без формирования цепи действие-реакция. На низшем плане всё, что вы переживаете,  оставляет определённый отпечаток в сознании. На высшем плане мы достигаем состояния абсолютной осознанности и бдительности. Мы становимся сильными и активными, способными работать много дней без отдыха и пищи, в состоянии неописуемой безмятежности, не затрагиваемого ни радостью, ни печалью.  
Это – медитация, которая ведёт нас к более высокому уровню бытия, поднимая нас над сознательным, подсознательным и бессознательным в сферу сверхсознательного. Это  целый мир, который полностью отличается от того, в котором мы находимся сейчас.  Медитация – это деятельность по устранению слоя за слоем авидьи, застилающей наше сознание и затмевающей наше видение Атмана. Когда облака на небосводе рассеиваются, солнце начинает ясно сиять. Солнце сияло и прежде, но оно было закрыто облаками. Так же и наше сознание или Атман бесконечны, но эта бесконечность может проявиться только тогда, когда исчезнет авидья.
Все бесконечные тайны вселенной находятся в нашем сознании. Оно вмещает всё знание, которое существовало, существует и будет существовать в будущем. Сознание имеет много уровней проявления, начиная от самого тонкого и заканчивая самым грубым. Цель медитации состоит в том, чтобы последовательно убрать существующие ограничения и завесы индивидуального сознания, исследовать и раскрыть его врождённый потенциал и постепенно сформировать это индивидуальное сознание в прекрасный инструмент и отражатель космического сознания, частью которого оно и является. Цель всех медитативных практик состоит в том, что бы продвигаясь далее, совершить прыжок в бездну, где нет мыслей в область сверхсознательного или самадхи.          



Что такое самадхи?
Самадхи - это не транс, экстаз или бессознательное состояние, как считают некоторые люди. Это - состояние, в котором адепт достигает такой точки в сознании, вне которой сознания уже не существует. Необходимо достичь самого глубокого уровня сознания, в котором  утрачивается даже осознание индивидуальности. Это состояние более высокого сознания, где не происходит ментальная деятельность. Нет никакой потребности в знании, функционирует одно лишь атмическое тело.
Самадхи пробуждается после того, как ваше сознание стало свободным от физической сферы.  
Граница чувственного мира или майя заканчивается там, где начинается чистое ментальное сознание. Если кто-то способен подняться над физическим и праническим уровнем сознания, и оставаться на уровне ментального сознания – это и является началом самадхи. Самадхи достигается, когда сознание погружается всё глубже и глубже в более ясное состояние, и, переходя сферы объекта, движения, мысли и инстинкта,  в конечном счете, достигает сферы чистого осознания.
В самадхи существует тотальное знание, осознание всех внутренних и внешних событий одновременно. Это высшая отрешённость, которая транслирует мир, силу и просветление. Когда Будда достиг самадхи (нирваны) в полнолуние, он обнаружил, что его собственный свет распространялся вовне, освещая всё вокруг. Он стал осознавать рождение и смерть, все процессы, происходящие в жизни. Он путешествовал по всем планам бытия, через все состояния сознания и эволюции, он стал осознавать природу бесконечности и вечности. Свет его расширенного сознания осветил всё знание, все времена и высветил все умы. Это пример абсолютного сознания.
Существует много стадий самадхи, но в основном все стадии могут быть классифицированы по двум категориям: сабиджа, с семенем, и нирбиджа, без семени. Сабиджа – более низкое состояние, в котором в сознании сохраняется объект как опора сосредоточения. Все различия между объектом и субъектом исчезают; видящий, видимое и процесс видения сливаются воедино. Сознание всё ещё ограничено внешним миром, хотя эта связь очень тонкая и незначительная. На высшей стадии нирбиджа самадхи все самскары разрушаются, необходимость в опоре отпадает, и сознание достигает чистого и незамутнённого видения реальности.

Движение по пути к самадхи
Сегодня по отношению к самадхи многие люди находятся в том же самом положении, как и первопроходцы, которые столкнулись с плоским миром, миром, в котором вероятность неудачи  и падения на пути была всегда возможной. Под руководством гуру, который сам достиг самадхи, путь становится ясным и меньше возникает опасности потерять его. Были и другие подвижники, такие, как Патанджали, которые тщательно обозначили путь шаг за шагом так, чтобы другие могли следовать той же самой дорогой и достичь цели. Патанджали в его «Йога-сутрах» даёт широкий спектр техник, для  гармонизации сознания и постепенного формирования более тонкого восприятия. Его система известна как аштанга йога, так как она состоит из восьми ступеней: яма (социальные нормы поведения), нияма (личные нормы), асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Первые пять ступеней сворачивают сознание, а последние три ступени расширяют сознание. Стадии до пратьяхары постепенно устраняют внешние помехи, а, начиная с дхараны и далее, устраняют тревожащие мысли и психические проявления так, что сознание прекращает свою активность. Ида (внутренний мир) сбалансирована с пингалой (внешний мир) так, что сушумна (трансцедентальное) начинает функционировать в самадхи.
Те, кто серьёзно задумывается о достижении более глубоких состояний сознания, должны искренне включиться в процесс садханы. Сначала они должны очистить сознание посредством хатха-йоги, карма-йоги, бхакти-йоги и общих медитативных техник, в которых больше внимания уделяется осознанию, чем концентрации. Осознание должно быть усилено и время практики увеличено. Вся практика должна осуществляться с полным осознанием. Мы должны работать шаг за шагом над выходом из грубого состояния сознания, очищая и изолируя иллюзорное «я» от истинного вечного «я». Мы должны избавляться от всех чужеродных элементов и концепций, которыми, по привычке,  окрашивается наше чистое сознание. Это можно осуществить, практикуя вивеку (различение), яму, нияму, пратьяхару, дхарану и дхьяну.
Как уже говорилось, в практике медитации существует две основные стадии – сворачивание сознания и расширение сознания. В первой стадии имеет место процесс сворачивания или отвлечения чувств к центральной точке. Этот процесс развивается от пратьяхары до дхараны. Когда сворачивание завершено, и «я» или сознание вышло за пределы чувственной сферы, то оно (сознание) должно расшириться вовнутрь. Дхарана переходит в дхьяну, когда возникает способность устойчивого непрерывного протекания  процесса концентрации на внутреннем символе в течение определённого периода времени. Сознание охватывает один образ в форме психического символа. В конечном счете, это ведёт к исчезновению дуальности, видящий, видимое и процесс видения сливаются воедино, и вы переходите в состояние самадхи.
Садхана устраняет блоки внутри ума, которые мешают ровному протеканию потока сознания. Когда помехи устранены, поток сознания станет спокойным. Сосредоточена ли садхана вокруг индуистских или буддийских концепций, или исламских идеалов, это всего лишь метод, с помощью которого ум в целом  подвергается трансформации и перестройке его функциональных возможностей. Основная цель садханы заключается в том, чтобы направить ученика в единственно реальном направлении, в котором человек может идти к расширению сознания. Прежде, чем индивидуальное сознание сможет войти в состояние незамутнённого восприятия, искажения и дисбаланс внутри ума должны быть устранены. В «Вивека Чудамани» Шанкарачарья утверждает, что индивидуальное сознание имеет три дефекта: замутнённость, неустойчивость и неведение истины. Когда они устраняются, то, как утверждается, происходит непосредственное переживание реальности. То, каким образом удаляются эти дефекты, зависит от индивидуальных способностей и потребностей; индивидуальная способность воспринимать реальность устранения этих помех и потребность в этом.

Условия для возникновения самадхи    
Шанкарачарья утверждал, что знание себя, как результат осуществление дхьяны и самадхи может возникнуть, когда 4 фактора формируют суть мыслительно-операционного базиса. Эти 4 фактора: удовлетворённость, различение между реальным и нереальным, отрешённость и всепоглощающее желание освобождения являются конечными состояниями сами по себе, хотя они также могут развиваться, культивироваться учениками.
Патанджали так же указывал на важность развития интенсивного стремления для достижения самадхи (самвега). Он утверждал, что для тех, кто честен, состояние самадхи быстро достижимо. Интенсивное стремление, вера, сами по себе очень редкие качества, но если они есть у ученика, то это делает его настолько поглощённым этим процессом, что позволяет ему очень быстро, без пауз,  достичь цели.  Если бы человек знал с абсолютной уверенностью, что он достиг просветления, в этот  самый момент и произошло бы его просветление. Такова сила абсолютной уверенности. История о Шиве и Парвати иллюстрирует это.
Одно из традиционных индуистских верований заключается в том, что если человек совершил омовение в водах Ганга, то все его грехи моментально смываются. Обеспокоенная тем, что люди могут достичь мукти слишком легко, Парвати спросила Шиву, что если можно с такой лёгкостью очиститься от грехов, правильно ли это? Шива рассмеялся и привёл Парвати к Гангу. Переодевшись, Шива преступил к проверке веры тех, кто только что совершил омовение в водах Ганга. Если человек мог утверждать с полной уверенностью, что он очистился, то он бы моментально достиг мукти, а если бы он не доказал этого, он бы немедленно умер. Брамины, учёные мужья (пандиты), различные касты и классы людей были подвергнуты проверке, и никто не прошёл испытания, все они ошибались в понимании своей чистоты. Никто реально не верил в силу очищения посредством вод Ганга, хотя все желали защищать свою традицию до самой смерти. Парвати, глядя на происходящее, разозлилась и была близка к тому, чтобы сделать что-то необдуманное. В этот момент Чандала, представитель низшей из каст, подошёл к переодетому Шиве и прошёл проверку на веру. Шива тут же одарил его мукти и, конечно, те, кто не прошёл испытание, никогда не узнали о том, что они подвергались этой проверке, и какой шанс они упустили в жизни.
К сожалению, большинство из нас попадают в тот же разряд, как и те, кто не прошёл проверку. Что бы мы ни делали, будь то рутинная ежедневная работа или классическая медитативная садхана, если мы имеем сто процентную веру в силу того, что мы делаем, то потенциальные возможности этого действия реализуются в тот же момент. Мы получаем максимальную пользу от этих действий.
Дхьяна и самадхи всегда нужно рассматривать как реально достижимые цели для любого человека. Методы подготовки для этого могут быть разными, согласно пониманию практикующего, но то, к чему это ведёт, остаётся неизменным. Не смотря на то, что каждое индивидуальное сознание наполнено своими собственными концепциями, содержанием, и воспринимает мир каким-то особым, присущим ему, способом, условия, которые лежат в основе возникновения дхьяны, самадхи и кайвальи (высшего достижения) должны быть выполнены, не зависимо от того, какие тенденции и особенности сознания  могут быть проявлены перед тем, как возникнет высшее осознание.

Самадхи в современном мире
Не стоит беспокоиться о том, что достижение самадхи будет сопряжено с сильным изменением вашего жизненного уклада и приведёт к тому, что вы оставите все мирские заботы и обязанности. По ходу своего развития вы можете переживать этап, когда возникнет отвращение к каким-либо желаниям, на следующей и более высокой ступени происходит принятие желаний, но с осознанием необходимости реализации желаний в отношении всей жизни, а не в отношении самих себя. На определённой стадии полностью отсутствует забота о себе, но на следующей более высокой ступени возникает великое осознание тела, но не как индивидуального, а как части космического тела.
После проявления высших уровней вы можете иногда испытывать желание отказаться от своего имущества как абсолютно для вас бесполезного. Но на более высоком уровне вы захотите накопить много вещей точно так же, как вы этого желали, будучи обычным домохозяином. Но в то время вы это делали инстинктивно, т.к. не были ясны цели и смысл этих действий, поскольку вы были почти полностью окутаны неведением. Когда же вы стали просветлёнными и осознали цель накопления личной собственности, друзей, знаний и т.д., и вы развиваете сострадание ко всем живым существам, а не только к родственникам.
Когда самадхи достигнуто, вы можете всё ещё жить обычной практической жизнью, все вещи остаются такими же, но основание изменяется, ваше восприятие полностью очищается. Вы можете всё ещё оставаться семейным человеком, бизнесменом или человеком с технической направленностью, вы можете не владеть какими-либо чудодейственными силами, не быть лекарем, но вы будете лично самым счастливым человеком на всей земле. В то же время, ваша личность, ваше присутствие, ваши советы, ваши мысли и благословения помогут другим людям избавиться от страданий и достичь вечного счастья.
Самадхи – это состояние нектара, это состояние бессмертия, но с практической точки зрения вы должны понимать, что самореализация является необходимостью нашей жизни. Мы рождены с целью реализации Атмана, и если самореализация не становится нашей целью, то наши страдания никогда не закончатся и здоровье и счастье общества никогда не улучшатся. Каждый человек должен освободить себя от ограничений своего ума, от его колебаний, и стать одним с космическим сознанием, бесконечным разумом.

От нереального веди меня к реальному,
От тьмы веди меня к свету,
От смерти веди меня к бессмертию.
Ом Шанти, Шанти, Шанти!

Брихадараньяка Упанишада

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на www.classicyoga.spb.ru обязательна

Вернуться к содержанию